Спокойствие течение времени замедляется или просто останавливается, когда тишина и легкий ветер окутывает все вокруг, когда на водной глади неспешно прокладывает себе дорогу лучи рассвета, когда весь мир останавливается, и дает возможность смотреть на поплавок...
Наверное, именно так и примерно так представляют себе идиллию жизни заядлые рыбаки наших просторов.
Умеющие снарядить снасть и терпеливо ждать заветного кивка поплавка истинные любители рыбной ловли как, оказывается, проявляют недюжинную изобретательность и в других вопросах связанных с любимым занятием.
Одним из которых является использование подручных средств и самоделок в рыбалке.
Такими самоделками призванными облегчить процесс и принести истинное удовольствие является усовершенствование снаряжения лодок ПВХ, в частности, повышение маневренности и управляемости лодки во время ловли, а именно использование самодельных якорей.
Какими бывают самодельные якоря?
Вопрос о том, какими бывают самодельные якоря у заядлого рыбака, как правило, вызывает улыбку.
И, как следствие, здесь в отличие от стереотипного мнения о рыбацких байках настоящий рыбак может рассказать не мене трех историй о рыбалке, и описать конструкцию не менее пяти экстравагантных самодельных якорей, начиная с прабабкиного чугунного утюга.
Вместе с тем среди рыбацких самоделок чаще всего встречаются:
самодельные якоря из подручных средств – камни, наполненные щебнем или песком пластиковые бутылки, спортивные гантели ну и прабабкин чугунный утюг;
простейшие самодельные якоря – свинцовые диски или пластины, выплавленные из старых автомобильных аккумуляторов, сваренные крюки и кошки, различные металлические пластины и утяжелители;
технологические самоделки, изготовленные по промышленным образцам с достаточно высоким коэффициентом использования инженерной мысли.
Как сделать хороший якорь для лодки?
Учитывая то, что лодки ПВХ, как правило, оснащаются рыболовами любителями различными техническими усовершенствованиями, ну не могут китайские товарищи угодить нашему пытливому разуму, для нормальной рыбалки с лодки такого типа желательно иметь не один, а два якоря.
И подход в этом деле нужен действительно творческий. Ведь использование лодки для ловли рыбы на различных водоемах требует и нестандартных решений, ведь одно дело удить в тихом пруду или лесном озере, и совсем по-иному ведет себя надувная лодка на реке.
И поэтому якорь для лодки ПВХ должен быть:
достаточно надежным и обеспечивать должное сцепление с дном водоема;
соответствующим по весу, чтобы не перегружать лодку, и компактным по размеру чтобы не занимать много места.
Как определить вес якоря и размеры якорного каната?
Во многом, определение веса и размера якорей для лодок зависит в основном от размера плавсредства, принято рассчитывать вес якоря для лодок и яхт в зависимости от длины и ширины лодки или катера.
Для двухместной лодки до 5 метров в длину оптимальным является вес якоря в 10-12 кг при длине якорного каната диаметром 8 мм (имеется в виду капроновый канат как наиболее распространенный сегодня и наиболее прочный) 25-30 метров.
При размерах лодки больших, чем 5 метров простой расчет веса якоря, и длины каната получается прибавлением на каждый метр лодки свыше 5 метров в весе по 1,5 кг и в длине каната на 5 метров, от показателя общепринятого расчета.
Для лодки ПВХ, возможен и оправдан следующий расчет размеров якоря – он должен составлять не менее 1% от веса лодки при полной нагрузке.
Например для одноместной лодки с весом рыбака в 110 кг достаточно якоря весом до 2,5 кг.
Что касается капронового каната, то его диаметр может быть и чуть меньше чем 8 мм, но длина должна быть не меньше 25-30 метров.
Сколько нужно якорей?
Чаще всего на рыбалке нужен хотя бы 1 якорь, но иногда, а это бывает при рыбалке на реке, когда ощущается сильное течение, чтобы лодка оставалась в намеченном месте необходимо два якоря.
Первый основной - с носа лодки, второй - с кормы. Однако при этом вес дополнительного якоря необязательно должен равняться весу основного, достаточно иметь в качестве запасного якоря вес в 30% от веса основного.
Какой якорь лучше?
Однозначным ответом на такой вопрос будет ответ, тот, что лучше держит лодку. Но в целом, для ПВХ лодок, без киля, с плоским дном, имеет смысл сделать якорь с тремя или четырьмя лапами, такая конструкция обеспечивает наилучшую фиксацию якоря за дно.
Еще одним неплохим вариантом якоря является якорь со складывающимися лапами, при зацеплении за корягу у такой конструкции наибольшая вероятность вернутся на борт лодки.
Основные требования к конструкции
Лодочный якорь, как и любое другое оборудование лодки для рыбалки на воде должен быть:
надежным;
простым;
разборным;
обеспечивать наибольшее сцепление с грунтом;
безопасным, сводящим возможность прокалывания лодки к минимуму.
Якорь своими руками
Желание воплотить на практике творческую идею во многом и способствует реализации в реальных вариантах самых, казалось бы, дерзких идей.
И здесь во многом такая жажда творчества целиком оправдана, ведь в большинстве случаев самодельный якорь получатся намного дешевле, чем фирменный.
Изготовление простого разборного якоря
Как правило, при изготовлении самодельного разборного якоря у народных умельцев не возникает больших трудностей.
Во всяком случае, это на практике может сделать любой кто имеет небольшие знания по теории газо- и электросварки, и знаком с устройством и обращением с напильником.
В крайнем случае роль создателя якоря можно поручить соседу, товарищу или другу, а самому воспользоваться своим правом руководить всем проектом и пожинать результаты труда.
На самом деле при изготовлении разборного якоря простейшей конструкции возможны три варианта:
изготовление якоря с использованием болтовых соединений, когда лапы, представляющие собой полосы металла толщиной 3-4 мм и длиной 20-25 сантиметров с помощью болтового соединения крепятся к центральному пруту с кольцом на противоположном конце;
изготовление якоря с помощью сварного соединения, когда лапы предварительно свариваются между собой или одна сваривается с центральным прутом, а вторая уже крепиться с помощью гайки;
третий вариант является комбинированным, когда используется относительно более сложная конструкция якоря, где сочетаются как болтовые, так и сварочные соединения.
Сварной самодельный Курбатовкий якорь
Сварной Курбатовкий якорь по отзывам многих рыболовов является универсальным, надежным и простым якорем. Он прост в изготовлении и безопасен, обеспечивает надежную фиксацию на дне и легкое снятие.
Изготавливается из простейших материалов при помощи сварки, не содержит болтовых соединений и при творческом подходе, возможно, его почти промышленное производство практически в любом гараже.
Сам якорь представляет собой рамку пятиугольной формы из 8 мм катанки с серьгами внизу, через которые продет шток диаметром 12 мм, на который посажена лапа из листового металла 3-4 мм с приварным ребром жесткости посередине.
Шток зафиксирован в серьгах, серьги между собой соединены сваренным соединением полосой металла, которая ограничивает наклон лапы.
Такая конструкция позволяет избежать разъединения, поскольку не использует болтовых соединений.
Самодельный якорь-кошка
Якорь-кошка имеет четыре лапы, соединенных крестом с загнутыми в сторону центрального прута концами клиновидной формы. Крепление к пруту обеспечивается путем сварного или болтового соединения.
Центральный прут, несколько выходит за крепление лап, обеспечивая опрокидывание и сцепление с грунтом лап якоря. Для более быстрого и в случае зацепления за корягу на дне извлечение якоря на втором конце приделывают кольцо для крепления фала с поплавком или буем.
Самодельный якорь пирамидальной формы
Применение такого якоря практически к нулю сводит вероятность повреждения лодки вследствие ее прокола. Изготовить такой якорь проще простого.
Сначала сгибается из железной проволоки диаметром 6-8 мм кольцо, таким образом, чтобы часть его могла без проблем залиться свинцом и служить держателем для каната.
Потом изготавливается форма, в принципе достаточно в песке вырыть углубление в виде конуса или пирамиды, аккуратно вставить кольцо и залить форму свинцом.
Небольшой, но компактный якорь будет иметь приличный вес, даже при скромных габаритах – так если длина ребра пирамиды будет 7 см, то вес якоря составит около 1,1-1,3 кг, а при длине в 10 см около 3,3-3,5 кг.
Как не утопить якорь?
У каждого бывалого рыбака, как правило, в арсенале есть несколько рассказов о том, как он утопил якорь, но на самом деле все происходит намного проще – якоря в основном теряются:
из-за плохой фиксации каната;
при неправильном соединении каната и якоря;
при неумелом пользовании буйрепом.
В принципе, при зацеплении якоря, достаточно потянуть в обратную сторону за буйреп и якорь освободится от зацепа.
Преимущества самодельных якорей над фабричными
Перечисляя преимущества самодельных якорей перед фабричными, все же следует отдать должное тому, что в большинстве фабричные якоря даже сегодня не учитывают особенности имеющихся в индивидуальном пользовании наших рыбаков надувных лодок.
Ведь и сегодня нередки случаи использования в качестве лодки камеры от ЗИЛов или ГАЗонов, а о расчете нагрузки на лодку многие рыбаки даже и не задумываются.
Однако все же именно самодельные якоря используются рыболовами намного больше, чем фабричные и причин этому несколько:
дороговизна фабричных якорей перед самодельными – факт бесспорный, поскольку рыбалка - это во многом хобби и любое количество излишествующих денег в кармане рыболова-любителя пойдут на удилища, снасти, садки или поплавки, но не на фирменный якорь;
самодельный якорь имеет такую же вероятность утонуть, как и фабричный, и поэтому легче сделать новый самодельный с усовершенствованием, чем покупать фирму;
самодельный якорь в любом случае будет служить предметом восхищения и гордости за подвиг при его создании, чем недолгое, но оскорбительное для хозяина обсуждение достоинств покупного коллегами;
ну и последнее, самодельный якорь - это частичка души, вложенная в ощущение безмятежности и чувство отрыва от реальности в предрассветный час, а это много стоит.